Технология выделки оленьей шкуры эвенками Селемджинского района
Цветовая схема: C C C C
Размер шрифта: A A A
Изображения:

Технология выделки оленьей шкуры эвенками Селемджинского района

Камусы.jpg

1.Наименование ОНКН:

 Технология выделки оленьей шкуры эвенками Селемджинского района.

Унифицированное наименование: Айхи намнава мони-дяран


2. Краткое описание ОНКН (историко-этнографическая справка):

В условиях кочевой жизни, разбросанности эвенкийских стойбищ по тайге, каждый эвенк был не только оленеводом, охотником, рыболовом, но и мастером-универсалом: плотником.

Скорняком, портным.

Оленья шкура для эвенка это: унты, доха, шапка, перчатки, упряжь, подбивка лыж, спальные мешки, кумаланы и др. Эвенки Селемджинского района выделывают оленьи шкуры, как это делали их предки, не применяя химических, неорганических соединений, без особой механизации. Основной способ: шкура бросается на лед и примерзает к нему, а затем срывается резким движением. После чего скоблится с помощью различных приспособлений. Шкура, прокопчённая, вымоченная в мозговом растворе оленя, не теряет подпушек, хорошо сохраняет тепло, прочна, не ломается на сгибах и эластична. Водонепроницаемой шкура становится за счет того, что выдержана в жирном мозговом растворе.  Качества шкур, приобретенные в процессе выделки, надёжно защищают   от   холодной   зимы,   дождливой осени, резких перепадов.


3. Место бытования (историко-географическая справка) (село, деревня, район, область, край, республика):

Село Ивановское, Селемджинский район, Амурская область – территория компактного проживания эвенков. В связи с изменением экологии, промышленным освоением северных территорий, урбанизации северян поголовье стада оленей падает. Есть риск исчезновения. сокращение числа носителей традиционной культуры коренных этносов Однако, Селемджинский р-н обошли стройки века — Зей-ская ГЭС, БАМ, поэтому здесь не наблюдается резкого изменения социальной среды, эвенкийских устоев, уклада жизни.

Селемджинский район располагается в восточной части Амурской области. На севере-востоке, юго-востоке и юге граничит с Хабаровским краем, на юго-западе и западе — с Мазановским, на северо-западе — с Зейским районами области.

Площадь территории — 46,7 тыс. км² (12,9 % территории Амурской области).

Селемджинский район приравнен к районам Крайнего Севера.

 4 января 1926 года в соответствии с Декретом ВЦИК РСФСР в составе Амурского округа Дальневосточного края был образован Селемджино-Буреинский район с центром в селе Экимчан. 30 июля 1930 года Амурский округ, как и большинство остальных округов СССР, был упразднён, его районы отошли в прямое подчинение Дальневосточного края.

20 октября 1932 года решением ВЦИК и СНК РСФСР о новом территориальном делении и районировании края район был включён в состав созданной Амурской области. 16 июля 1940 года указом Президиума Верховного Совета РСФСР Селемджино-Буреинский район был переименован в Селемджинский район.

С 1 января 2006 года в соответствии с Законом Амурской области от 28 июня 2005 года № 25-ОЗ[2] на территории района образованы 10 муниципальных образований: 7 городских и 3 сельских поселений. В 2008 году к категории сельских населённых пунктов отнесён посёлок Стойба, в 2010 году — посёлок Златоустовск, в 2012 году — посёлки Коболдо и Огоджа. Таким образом, в состав района входят 3 городских и 7 сельских поселений.


Формы бытования, выражения ОНКН:

Техники и технологии, связанные с традиционной хозяйственной деятельностью.

         Форма бытования: Аутентичная.


5. Исключительность, ценность ОНКН (этнологическая, историческая, социологическая, лингвистическая):  

Технология выделки оленьих шкур играет большую роль в традиционной культуре и образе жизни эвенков. Шкура оленя имеет трубчатую структуру, что позволяет долгое время сохранять тепло, служит профилактикой ревматизма. Но невыделанная шкура сильно лезет и теряет подпушек. Шкура, вымоченная в мозговом растворе, получается мягкой, плотной и эластичной, хорошо защищает от ветра, холода и влаги, является легкой и прочной в носке. Ценность данной технологии заключается в том, что она практически в неизменном виде бытует до сих пор в аутентичной среде.

:Выделка шкур у эвенков предпочтительно женская работа. Издревле у эвенков женщины выделывали шкуры, шили одежду и обувь. Мужчины обрабатывали металл, дерево, рог, кость.      

Исторический аспект:

В 1931 году в селе Ивановское (с. Улгэн) из местных эвенков и якутов была организована сельхозяйственная промысловая артель им. Ворошилова. При организации в нее вошло 33 хозяйства, имевшие 585 оленей и 4 лошади. На конец 1969 года в колхозе насчитывалось 2776 оленей. Была открыта сапожная мастерская. Все 4 оленеводческие бригады имели устойчивую двухстороннюю связь по рации с центральной усадьбой. Основной доход хозяйство получало от оленеводства. Благодаря выросшему спросу среди населения Севера, занимающегося геологоразработками, добычей полезных ископаемых (золото, уголь, редкие металлы), промыслами, на теплые, легкие, удобные вещи, в 1959 году. открылась мастерская по пошиву изделий из оленьего меха. Одежда и обувь, сшитые в мастерской, были высокого качества и разошлись по Амурской области. В связи с холодными зимами унты стали носить и на юге Амурской области.


6. Механизмы, способы, формы, средства передача традиции (где и когда происходит обучение навыкам, умениям):

 Село Ивановское, Селемджинский район, Амурская область – территория компактного проживания эвенков. По наследству, по женской линии, путем практического обучения молодого поколения старшими членами родовой общины.


7. Степень научной разработанности (кто проводил исследование, где и когда описывалось данное явление: название публикации, автора, выходные данные издания):

 

Книжные источники:

«Эвенки Приамурья: оленная тропа истории и культуры» / Под ред. А.П. Забияко. Благовещенск, 2012. —384 с. —илл.

 

Медиа: Документальный фильм об эвенках Амурской области в XX веке «ОКТО». ГАУ «Центр по сохранению историко-культурного наследия Амурской области, Амурский государственный университет, редакция те-лекомпании «Альфаканал», 2010 г.

 

8. Органы, учреждения, лица, представляющие ОНКН

- название учреждения, адрес: Культурно-методический центр; пгт. Экимчан, улица Комсомольская, дом 3.

- контактные телефоны, факс, e-mail: тел:8(41646) 21425; kmcselem@bk.ru

- Ф.И.О. руководителя: Вязникова Оксана Сергеевна

Дата рождения 1970 г. р.

 

- название учреждения ГАУК АО «Амурский областной Дом народного творчества», отдел национальных отношений и творчества.

 

- контактные телефоны, факс, e-mail: тел. 8(416) 777 819, aodnt@yandex.ru

 

9. Носитель традиции (коллектив, отдельный исполнитель):

- Никифорова Раиса Прокопьевна

9.1 Дата рождения:

- 1946 г.р.

 

9.2 Специальное образование: 

- Оленевод.

 

9.3. Жанр:

 - Техники и технологии, связанные с традиционной хозяйственной деятельностью.

 

10. Техники/технологии исполнения ОНКН АО

Процесс выделывания оленьих шкур, начиная с первичной обработки . шкур и выделывания ровдуги, производится вручную, без применения механизмов и является чрезвычайно длительным и трудоемким.

Сначала острым ножом снимается шкура с оленя или лося. Свежуют тушку мужчины. Шкуры с ног (камус) и головы снимают отдельно. Процесс выделки камусов и шкуры одинаков. Со свежей шкуры снимают мездру и шерсть ножом. Если камусы, доха, то шерсть не снимают. В деревне шкуру и камусы растягивают и прибивают гвоздями к доске или стене дома мехом вовнутрь. В тайге шкуру растягивают на специальной раме, делая разрезы по краям и продевая сквозь них веревку, которой шкура крепится к раме. Камусы растягивают тальниковыми (обычная ива плакучая) прутьями. Как только шкура высохнет (время сушки примерно неделя, шкура становится сухой на ощупь), начинается выделка шкуры.  Шкуру расстилают на полу (зимой), скребковым инструментом снимают сухую мездру.

Затем шкуры коптят гнилушками тальниковой трухи.

Шкуру вымачивают в мозговом растворе (головной мозг оленя вываренный 2 ч.) 1-2 дня, а камусы просто смазывают раствором и складывают попарно шерстью вверх, заворачивают и убирают на сутки в прохладное место. Вместо мозгового раствора (в наше время) используют и раствор из хозяйственного мыла.

Инструментом «кэдэре» убирают лишнюю влагу и шерсть. Мнут шкуру инструментом «чучун». Процесс выделки повторяется несколько раз. Затем шкуру вешают на ветру в тени для отбеливания. Шкуру опять обрабатывают раствором и чуть-чуть обрабатывают на кожемялке. Опять мнут чучуном до полного высыхания. Обязательно надо чтобы шкура высыхала медленно, несколько дней. Шкура становится мягкой и эластичной готовой к дальнейшему использованию. 

   

Дата внесения в реестр: 27.12.2018 г.