Обряд «Кормление огня»
Цветовая схема: C C C C
Размер шрифта: A A A
Изображения:

Обряд «Кормление огня»

Кормление огня.jpg

1.Наименование ОНКН:

Обрядовые действия «Кормление огня».

Унифицированное наименование: обряд.


2.Краткое описание ОНКН (историко-этнографическая справка):

Огонь - очаг дома, который хранит тепло и свет в семье. Традиционный обряд проходит следующим образом: ритуал возглавляет шаман, он проходит с бубном вокруг костровища, отгоняя звуком злых духов. Следом свой огонь в общий костер приносят все участники праздника и кормят его «пищей лесной и речной». Участники кидают кусочки хлеба в огонь — в дар и как подношение божествам, вызывая тем самым их благосклонность и призывая удачу. Охотники, собираясь на охоту и возвращаясь с охоты, благодарят огонь и кормят пищей, которую добыли и просят дать им успеха в охоте. Гости, приходя в дом, дают пищу со стола огню хозяев дома и при этом говорят, чтобы все беды обходили этот дом и хозяев стороной и желали здоровья взрослым и детям. Если же новорожденные или маленькие дети появлялись в доме первые, то им на переносице мазали золой и желали крепкого здоровья. Также существуют запреты по отношению к огню: нельзя плевать на огонь, может появиться язва на языке; нельзя наступать, перешагивать или перепрыгивать огонь, может заболеть сам нарушивший запрет или его родственник; нельзя бросать или направлять острие на огонь колющихся предметов, чтобы не поранить и не обидеть дух огня.  


3.Место бытования (историко-географическая справка) (село, деревня, район, область, край, республика):

с. Усть – Нюкжа, Тындинский район, Амурская область.

10 декабря 1930 года Постановлением Президиума Всероссийского Центрального Исполнительного Комитета был образован Джелтулакский национальный (эвенский) район. Центром района стал поселок Джелтулак. В декабре 1935 года центр Джелтулакского района Зейской области Дальневосточного края перенесен из Джелтулака в Тындинский. После упразднения Зейской области (1937г.) Джелтулакский район вошел в состав Читинской области. С 1948 года Тындинский район входит в состав Амурской области.

24 ноября 1977 года Джелтулакский район переименован в Тындинский с центром в г.Тында.

В настоящее время в Тындинском районе 20 сельских муниципальных образований. В трех поселениях: с. Усть-Нюкжа, с. Усть-Уркима, с. Первомайское – проживают коренные малочисленные народы Севера – эвенки.

Село Усть-Нюкжа Тындинского района – одно из самых отдаленных труднодоступных мест в Амурской области. Село расположено при слиянии двух крупных рек области Олекмы и Нюкжа принадлежащих к бассейну Северного Ледовитого океана. Официальной датой основания села считается 1924 год, но это не значит, что на территории современной Усть-Нюкжи не проживали люди. В Российской энциклопедии под редакцией Ф. А. Брокгауза и И. А. Ефрона (Санкт-Петербург, 1898 г.) говорится, что при впадении реки Нюкжа в реку Олекма находится фактория, где тунгусское население производит обмен пушнины на промышленные и продуктовые товары. На местном погосте есть могила, в которой захоронен купец Никифоров Егорович Сивцев. На чугунной плите памятника имеется дата смерти: 11 декабря 1905 года. Из этого следует вывод, что Усть-Нюкже более 100 лет. Но основателем села Усть-Нюкжа считают якутку Федорову Марфу Прокопьевну, которая первая поставила палатку на высоком берегу реки Олекма, вблизи устья реки Нюкжа, летом в 1924 году. В 1927 г. была построена новая фактория, вокруг которой стала застраиваться первые деревянные жилые дома. В 1929 г. была создана первая эвенкийская охотничья коммуна из 10 семей. Председателем был избран якут Иннокентий Николаев. Через год коммуну именовали « Напалы Колхоз » (первый колхоз). В 1934 году в селе открылась начальная школа, директором стал якут Громов Н.В., а первыми учителями стали эвенки Абрамов Николай Ильич и Абрамов Федор Кириллович, которые к этому времени вернулись из Ленинграда, где обучались в педагогическом институте имени Герцена. Русское население прибывало в село Усть-Нюкжа из Забайкалья, Бурятии и Читинской области. Основными видами трудовой деятельности у населения были охотпромысел и оленеводство. За высокие трудовые показатели председатель правления колхоза Куклев Анатолий Иванович получил «Орден Ленина», охотница Абрамова Анна Николаевна и Ананьев Юрий Кузмич награждены орденами «Знак Почета», оленеводы Николаев Егор Петрович и Курбалтунов Яков Николаевич орденами «Трудового Красного знамени». В 1980 г. пришло Центральное телевидение. В 1981 г. по БАМу пришел первый пассажирский поезд Тында-Усть-Нюкжа. В 1983 году снят фильм «Эвенкийская весна», занявшая 1 место на фестивале документальных фильмов о народах Севера в 1986 г.  В 1985 г. поступление электроэнергии от Зейской ГЭС.    

Формы бытования, выражения ОНКН (обряд, народный праздник, ремесло и т.п.): обряд «Кормление огня». Аутентичная


4.Исключительность, ценность ОНКН (этнологическая, историческая, социологическая, лингвистическая):

Этнологическая: старообрядцы в стойбищах, передача знаний старшего поколения молодому поколению путем бесед и действий при совершении обрядовых ритуалов.

Историческая : духовная культура эвенков заключена в устном наследии, которое являет весь опыт их материальной, социальной и культурной жизни. И главным в общей культуре эвенков является тысячелетний опыт жизни в непосредственной природе. Жизнь в окружении и непосредственном нахождении в ней как способ жизни, хозяйствования и развития кочевого образа жизни выработали свои принципы общения с живым миром природы, которые позволили им создать свою культуру, фольклор, религию и многое другое. Выработанные веками взаимоотношения с природой составили систему «обычного» права, традиции и правила морали, отраженные в системе нравственно-этических законов, объединенных термином Иты, а также в запретах-табу, именуемых одё.

Социологическая: устное культурное наследие обеспечивает возможность общения старшего и молодого поколения, взаимообогащение культурными ценностями как внутри традиции, так и в межкультурном диалоге.


5.Механизмы, способы, формы, средства передачи традиции (где и когда происходит обучение навыкам, умениям): 

наиболее эффективным способом передачи знаний, навыков и умений является непосредственное проживание в тайге (стойбищах). В селе знания передаются во время занятий родного языка, участия в массовых мероприятиях мероприятиях (концертных программах). На праздниках в виде сценических эпизодов.


6.Степень научной разработанности (кто проводил исследования, где и когда описывалось данное явление: название публикации, автора, выходные данные издания):

1. Словарь Джелтулакского говора эвенков Амурской области: в 2-х ч., Ч. 2/Б. В. Болдырев, Г. В. Быкова, Г. И. Варламова, Т. Е. Андреева, Р. Е. Мальчакитова; под ред. Г. И. Варламовой. – Благовещенск: Изд-во БГПУ, 2010. – с.232.

2.  Арсеньев В. К. Дерсу Узала. – М.: Гос. Изд-во географической лит-ры, 1960.

3. Николаев С. И. Эвены и эвенки юго-восточной Якутии. – Якутск: Якутское кн. изд-во, 1964.

4. Мазин А. И. Традиционные верования и обряды эвенков-орочонов. – Новосибирск: Наука, 1984.


7.Органы, учреждения, лица, представляющие ОНКН:

-название учреждения (организации)

МАУК «Культурно-методический центр Тындинского района»,

МКУК «Усть-Нюкжинское социально-культурное объединение»  Тындинского района

- контактные телефоны, факс, e-mail

58-226, 58-329 , 8416/ 56 3-26-45, kyltyra 2010 @   yandex.ru

Email: 89145883587, Email: nikolaeva  ianna@mail.ru

- Ф. И. О. руководителя: Дмитриева Марина Юрьевна


8.Носитель традиции (коллектив, отдельный исполнитель):

-Эвенкийский народный фольклорно-этнографический ансамбль «Гудяй Дуннэ»  с.Усть-Нюкжа

5.1. Ф. И. О. руководителя коллектива (исполнителя): Николаева Жанна Анатольевна.

5.2. Дата рождения: 1977 г.р.

5.3.  специальное образование: нет


9.Жанр: обряд

10.Условия исполнения: ежегодно

11.Контактные координаты: Амурская область, Тындинский район, с.Усть-Нюкжа.