Гончарная керамика семьи Гуцан
Цветовая схема: C C C C
Размер шрифта: A A A
Изображения:

Гончарная керамика семьи Гуцан

DSC_8698.JPG

1. Наименование ОНКН: 


Гончарная керамика семьи Гуцан. Унифицированное наименование: керамическая утварь, парковая скульптура, декор, игрушки, сувениры.

2. Краткое описание ОНКН (историко-этнографическая справка): 


Глина – распространённый материал, которым щедро одарила человечество природа. Амурская область изначально богата глинами, различными по цвету и химическому составу. Березовская глина – красная, в открытом отвале (Ивановский район Амурской области). Бузулевская глина – желтая, огнеупорная, очень эластичная (Свободненский район Амурской области). Надеждинская глина – красная, почти коричневая (терракотовая), Ивановский район Амурской области. Среднебельская глина – белая, жирная (Белогорский район Амурской области). Белая глина медленно испаряют влагу, при высыхании она трескаются. Используется только в мелкой пластике: игрушки, сувенирная продукция, свистульки. Образцы древнейшей керамики найдены археологами на местах Селемджинской и Осиповской стоянок по берегам Амура и датированы эпохой ледникового периода, 10-13 тысяч лет назад. Племена, обосновавшиеся здесь, широко использовали технику кольцевого жгутования, при которой глиняная ёмкость - горшок, собирался из последовательно накладываемых друг на друга глиняных лент. В орнаментах декоративно-прикладного искусства аборигенов Приамурья – нанайцев и ульчей, прослеживаются антропоморфные и зооморфные изображения. Если поначалу из глины пытались вылепить самые необходимые предметы (посуду для приготовления пищи, чашки, тарелки), практичные и непритязательные, то со временем, после того как был изобретён гончарный круг и открыты способы обжига, бесформенный кусок глины в руках мастеров начал превращаться в изысканные изделия. 

В доисторическую эпоху зародилось гончарное ремесло, которое со временем развилось настолько, что стало искусством, превратилось в промысел. В середине 19 века Приамурье, как и другие территории Дальнего Востока, активно заселяют русские и украинцы, выходцы из западных регионов страны, которые принесли сюда свою культуру и традиции, в том числе и в гончарном деле. 

Изделия современных гончаров (керамистов) Амурской области по-прежнему вызывают восторг и восхищение. 

Особенным почерком, фирменным авторским стилем отличаются работы мастеров семьи Гуцан села Солнечное Ивановского района Амурской области. Семья Гуцан возрождает гончарное ремесло Амурской области, опираясь на лучшие традиции российских керамических центров, знания и опыт, накопленные за 20 лет работы с амурскими глинами. Гончары-керамисты широко используют весь спектр амурских глин. Изделия из красной глины не покрываются полностью глазурью, часть поверхности сохраняет натуральный цвет и фактуру терракоты, что придает им особую натуральность (природность). В работах народных мастеров Гуцан выражена мудрая простота взглядов, дум и чувств народа, красота природы, использованы сказочные сюжеты, присутствует философский замысел. Основной способ изготовления изделий – вытягивание на гончарном круге. Гончар Сергей Петрович Гуцан - единственный из амурских мастеров, кто практикует бескислородный обжиг изделий и последнее время успешно освоил и работает в технике кракле ( Кракле - это узор тонких трещинок на поверхности, создаётся для декоративного эффекта старины, с помощью специальных средств). 

Любовь Николаевна Гуцан – мастер декорирования ваз с помощью налепов, это довольно трудоёмкий способ, требующий большого мастерства. Скульптурные налепы в виде сюжетных сцен деревенской жизни – особенный («гуцановский») стиль. Народные образы молодушек и мужечков, их домашних питомцев, по воле мастера помещённые в разные житейские «истории», сделали керамику семьи Гуцан узнаваемой и популярной. 

Юлия Владимировна Соколова (Гуцан) – художник-керамист занимается художественной росписью готовых изделий. Со временем сюжетный комплекс обогатился и расширился, в оформлении появились мотивы славянской мифологии, образы растительного мира, пейзажные зарисовки.

3. Место бытования (историко-географическая справка) (село, деревня, район, область, край, республика): 


Село Солнечное, Ивановский район, Амурская область. 

Район расположен на юго-западе Амурской области. Граничит с Благовещенским, Тамбовским, Октябрьским, Ромненским и Белогорским районами области. Занимает территорию 2643 км². Площадь сельскохозяйственных угодий — 198 886 гектаров, 12 % от областного показателя. 

Район образован в 1926 году в составе Амурского округа Дальневосточного края. 30 июля 1930 Амурский округ, как и большинство остальных округов СССР, был упразднён, его районы отошли в прямое подчинение Дальневосточного края. 20 октября 1932 года решением ВЦИК и СНК РСФСР о новом территориальном делении и районировании края район был включён в состав созданной Амурской области. 

История сёл района началась с освоения земель переселенцами из центральных районов России, Сибири, Забайкалья, Украины и Белоруссии с середины XIX века, наиболее активно в 1880-е годы. 

С 1 января 2006 года в соответствии с Законом Амурской области от 16 февраля 2005 года № 440-ОЗ[3] на территории района сформированы 18 муниципальных образований (сельских поселений). 30 июня 2008 года законом Амурской области № 75-ОЗ упразднен Успеновский сельсовет, его территория включена в состав территории Ивановского сельсовета. 


4. Формы бытования, выражения ОНКН: 


Народные промыслы (ремесло) – гончарная керамика. 

Форма бытования: 

Аутентичная. 

В активном бытовании. Кухонная утварь, садово-парковая скульптура, изделия декоративно-прикладного творчества, интерьерный декор: чаши, горшки, кувшины, кружки, тарелки, вазы, светильники, подсвечники, сувениры.


5. Исключительность, ценность ОНКН (этнологическая, историческая, социологическая, лингвистическая):

Творчество семьи Гуцан – есть сохранение, развитие и популяризация одного из самых древних видов декоративно-прикладного творчества – керамики. В гончарной керамике мастеров Гуцан - отражение культуры и быта казаков, переселенцев на амурскую землю и коренного народа Амура – эвенков. Изделия мастеров имеют фирменное клеймо и являются произведениями искусства, получившими широкое признание, ставшими брендом Амурской области. 

Гончарная керамика семьи Гуцан - явление уникальное в культуре Амурской области, имеющее высокую художественную ценность, позволяющее прикоснуться к самим истокам гончарного дела, обеспечивающее возможность взаимообогащения культурными ценностями не только внутри традиции, но и в межкультурном диалоге. 

Высокохудожественные изделия Гуцан, как лучшие образцы традиционного декоративно-прикладного искусства, пользуется широкой потребностью у населения Амурской области, а также распространены у представителей иных территорий России и за её пределами. 

Результатом возрождения и развития гончарной керамики в селе Солнечное Ивановского района является формирование своеобразной художественной среды, влияние которой распространилось на все Приамурье и содействует возрождению керамического производства Амурской области, где издавна создавались изделия из разноцветных амурских глин. 

(Cкачать полную версию в формате .docx)